Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

свобода воли

Энциклопедический словарь

Свобо́да во́ли - философское понятие, обозначающее способность человека к самоопределению в своих волевых актах, свободному полаганию содержания и целей своих действий. В интерпретации этого понятия, чрезвычайно важного для обоснования этики и решения нравственной и правовой проблемы личной вины и ответственности, выявились две противоположные позиции: детерминизм, отрицающий свободу воли и утверждающий всецелую обусловленность поступков человека внешними или внутренними причинами (наследственными задатками, окружающей средой, социокультурными нормами и т. п.), и индетерминизм, считающий волю как акт самоосуществления личности конечной «причиной самой себя» (causa sui).

* * *

СВОБОДА ВОЛИ - СВОБО́ДА ВО́ЛИ, категория, обозначающая философско-этическую проблему - самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, т. е. вопрос об обусловленности человеческой воли, в решении которого выявились две основные позиции: детерминизм и индетерминизм.

* * *

СВОБО́ДА ВО́ЛИ (лат. arbitrium, liberum arbitrium), понятие европейской моральной философии, окончательно оформившееся у И. Канта (см. КАНТ Иммануил) в значении интеллигибельной способности индивида к моральному самоопределению. В ретроспективном плане (до- или пост-кантовские теории) термин «свобода воли» можно рассматривать как историко-философскую метафору: ее содержание значительно шире возможного нормативного значения термина, в котором акцентируется смысл «свобода», а «воля» легко заменяется «решением», «выбором» и т. п. эквивалентами. Однако на протяжении многих веков содержательное «ядро» метафоры демонстрирует высокую степень инвариантности основных проблем (которые различным образом осознавались и терминологически выражались в разные эпохи): что такое моральное действие? подразумевает ли вменимость свободу воли? иными словами: должна ли быть возможна моральная автономия (как условие моральности и как способность к порождению вне-природной причинности) и каковы ее пределы, то есть как соотносится природный (божественный) детерминизм с интеллектуально-нравственной свободой субъекта?

Основные понятия дедукции о свободе воли

В истории философии можно выделить два основных способа дедукции понятия о свободе воли. Первый (его придерживались Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ), Фома Аквинский (см. ФОМА АКВИНСКИЙ) и Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих)) сводится к аналитической дедукции понятия о свободе воли из самого понятия воли как способности разума к самоопределению и порождению особой причинности. Второй способ (прослеживается от Платона и стоиков через Августина и большую часть схоластов к Канту) - постулирование свободы воли как независимости от внешней (природной или божественной) причинности и в силу этого как способности к самоопределению. Для второго способа существуют и две разновидности обоснования. Во-первых, теодицея (см. ТЕОДИЦЕЯ) (известная со времен Платона (см. ПЛАТОН (философ)) и нашедшая завершение у Лейбница (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм)), где свобода воли постулируется для доказательства невиновности божества в мировом зле. Во-вторых, противоположный по исходной посылке (отрицание всякой теодицеи), но сходный по принципу кантовский способ доказательства, где свобода воли постулируется морально-законодательствующим разумом. Эти две разновидности доказательства сходны в том смысле, что не зависят от содержательного определения воли (см. ВОЛЯ): довольно допущения некоей величины, которая обеспечивает формальную корректность «уравнений морали». Именно поэтому «свобода воли» эквивалентна здесь «свободе выбора», «решения» и т. д.

Проблематика свободы воли у античных и средневековых авторов

Греческая моральная рефлексия зародилась внутри универсальной космологической парадигмы, позволявшей объяснять моральный, социальный и космический порядки друг через друга: моральность выступала как одна из характеристик «включенности» индивида в течение космических событий. Закон космического воздаяния, выступавший в облике рока или судьбы, выражал идею имперсональной компенсаторной справедливости (четко сформулированную, напр., Анаксимандром (см. АНАКСИМАНДР)): принципиальное значение имеет не субъективная вина, а необходимость возмещения ущерба, нанесенного порядку любым «виновником», или «причиной». В архаическом и предклассическом сознании доминирует тезис: ответственность не предполагает свободы воли как непременное условие (напр., Il. XIX 86; Hes. Theog. 570 sq.; 874; Opp. 36; 49; 225 sq.; Aesch. Pers. 213-214; 828; Soph. Oed. Col. 282; 528; 546 sq.; 1002 sq.).

Сократ и Платон открыли новые подходы к проблеме свободы и ответственности: вменение более устойчиво связывается с произвольностью решения и действия, моральность понимается как эпифеномен высшего нравственного блага, а свобода - как способность к добру. Ответственность у Платона еще не становится в полной мере моральной категорией, но уже и не остается только проблемой нарушения космического порядка: человек ответственен потому, что обладает знанием нравственно-должного. Добродетельность действия отождествляется с его разумностью: никто не погрешает добровольно. Из потребности оправдать божество Платон разрабатывает первую теодицею: каждая душа сама выбирает свой жребий и несет ответственность за выбор - «Это - вина избирающего; бог невиновен». Однако свобода для Платона заключена не в автономии субъекта, а в аскетическом состоянии (в причастности к знанию и умопостигаемому высшему благу).

Платоновская теория представляет собой переходный этап от архаических схем к Аристотелю, с которым связан важный этап осмысления свободы воли: понимание «волевого» как самоопределения разума, позволявшее говорить о «спонтанности» произвола и аналитически выводить понятие о независимости решений разума из понятия о самом решении; определение добровольного как «того, что от нас зависит», и указание на безусловную связь вменения с добровольностью поступка. Разум впервые понимается как источник специфической причинности, отличной от прочих видов - природы, необходимости, случая, привычки; произвольное - как то, причина чего находится в совершающем действие, или «то, что от нас зависит»: вменение имеет смысл только в отношении разумно-произвольных действий. Понятие «виновности» получает, таким образом, субъективно-персональный смысл. Аристотель очертил будущий смысловой круг терминов «воля», «выбор» («решение»), «произвольное», «цель» и т. д. Все термины были восприняты Стоей (см. СТОИЦИЗМ), а через нее перешли к римским авторам и в патристику (см. ПАТРИСТИКА). Выводы Аристотеля исключительно продуктивны, но часто подаются им в социальном контексте (мораль свободных граждан).

Стоики очистили «метафизическую» сердцевину проблемы от социальной «шелухи» и вплотную подошли к понятию о «чистой» автономии субъекта. Их тео- или, скорее, космодицея развивала идеи Платона: если зло не может быть свойством космической причинности, оно проистекает от человека. Вменимость требует независимости нравственного решения от внешней причинности. Единственное, что «от нас зависит» - наше «согласие» принять или отвергнуть то или иное «представление»; на этой основе базировалась идея нравственного долженствования. Cтоическая схема свободы воли была, таким образом, задумана с двойным «запасом прочности». Решение разума является источником спонтанной причинности и по определению не может не быть свободным (аристотелевский ход мысли). Во-вторых, оно должно быть свободно, чтобы его вменение принципиально было возможно (выводы из теодицеи платоновского типа). Вместе с тем, такая автономия не вписывалась в глобально- детерминистическую картину стоической космологии.

Разработанная несколько раньше альтернативная концепция Эпикура (см. ЭПИКУР) исходила почти из тех же посылок, стремясь освободить произвол от внешнего детерминизма и связать вменение с произвольностью действия. Однако, заменив детерминизм рока столь же глобальным детерминизмом случайности, Эпикур утратил возможность объяснить конечное основание нравственного решения, а его концепция так и осталась маргинальным явлением.

Таким образом, представление о нравственной автономии и безусловной связи свободы и вменимости действия стало доминирующим не ранее 3 в. до н. э. и обрело свое парадигматическое выражение у Плотина (см. ПЛОТИН) («Эннеады» VI 8,5-6). При этом внутренняя ответственность в античном понимании отличается сильным правовым оттенком: для античного сознания различие нравственности и права не имело того принципиального характера, какой оно приобрело в эпоху христианства и особенно в Новое время. Универсальный императив античности можно сформулировать так: целью является собственное совершенство и право ближнего.

Проблема свободы воли у ранних христианских мыслителей

Христианство, во-первых, радикально трансформировало моральный императив, объявив целью благо ближнего и отделив тем самым сферу этики от сферы права; во-вторых, модифицировало теодицею, заменив имперсональный космический детерминизм уникальной божественной причинностью. Вм. с тем, проблемная сторона вопроса не претерпела существенных изменений. Сложившееся смысловое поле и апробированные ходы мысли неизменно присутствуют в восточной патристике от Климента Александрийского (см. КЛИМЕНТ Александрийский) (Strom. V 14,136,4) и Оригена (см. ОРИГЕН) (De pr. I 8,3; III 1,1 sq.) до Немесия (см. НЕМЕСИЙ ЭМЕССКИЙ) (39-40) и Иоанна Дамаскина (см. ИОАНН ДАМАСКИН) (Exp. fid. 21; 39-40). Восходящая к Аристотелю формула Немесия «разум - нечто свободное и самовластное» типична для широкого периода христианской рефлексии (ср. Orig. In Ev. Ioan. fr. 43).

При этом проблематика свободы воли все более становилась достоянием латинского христианства (начиная с Тертуллиана (см. ТЕРТУЛЛИАН) - Adv. Herm. 10-14; De ex. cast. 2), найдя свою кульминацию у Августина (см. АВГУСТИН Блаженный). В ранних произведениях - трактате «О свободном решении» и др. - разрабатывалась классическая теодицея, основанная на идее рационалистически понимаемого мирового порядка: Бог не отвечает за зло; единственным источником зла является воля. Чтобы мораль была возможна, субъект должен быть свободен от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способен выбирать между добром и злом. Моральность состоит в следовании нравственному долгу: сама идея о нравственном законе выступает как достаточный мотив (хотя содержание закона имеет богооткровенный характер). В поздний период эта схема заменяется концепцией предопределения, которая достигает завершения в антипелагианских трактатах («О благодати и свободном решении», «О предопределении святых» и др.) и приводит Августина к окончательному разрыву с этическим рационализмом. Антагонисты позднего Августина, Пелагий (см. ПЕЛАГИЙ) и его последователи, отстаивали ту же самую классическую теорию свободы произвола и вменения, которую разрабатывал Августин в ранних сочинениях.

Проблема свободы воли в Средние века

Средневековая проблематика свободы воли в основных чертах восходит к традиции августиновского De libero arbitrio; посредниками между Августином и схоластикой выступают Боэций (см. БОЭЦИЙ) (Cons. V 2-3) и Эриугена (см. ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА) (De praed. div. 5;8;10). Ранняя схоластика - Ансельм Кентерберийский (см. АНСЕЛЬМ Кентерберийский), Абеляр (см. АБЕЛЯР Пьер), Петр Ломбардский (см. ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ), Бернар Клервоский (см. БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ), Гуго (см. ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ) и Ришар Сен-Викторские -устойчиво воспроизводила классическую схему, ориентируясь на августиновскую версию, но не без некоторых нюансов. В частности, Ансельм Кентерберийский понимает liberum arbitrium не как нейтральную способность произвола (поздн. liberumarbitrium indifferentiae), а как свободу к добру (De lib. arb. 1;3). Высокая схоластика излагала классическую традицию с заметным перипатетическим акцентом: в 13 в. основой аргументации становится аристотелевское учение о самодвижности души и самоопределении разума, тогда как августиновская теодицея с постулированием свободы воли отходит на задний план. Эта позиция типична для Альберта Великого (см. АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ) и особенно для Фомы Аквинского, использующего прямые заимствования из Аристотеля. Liberum arbitrium - чисто интеллектуальная способность, близкая к способности суждения. Воля свободна от внешней необходимости, поскольку ее решение само для себя является необходимостью. Ключевой аспект проблемы свободы воли - вменение: поступок вменяется на том основании, что разумное существо способно к самоопределению.

Последующие средневековые авторы авторы не внесли уже ничего нового в сложившуюся проблематику свободы воли.

Большой энциклопедический словарь

СВОБОДА ВОЛИ - категория, обозначающая философско-этическую проблему - самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, т. е. вопрос об обусловленности человеческой воли, в решении которого выявились две основные позиции: детерминизм и индетерминизм. См. Свобода.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СВОБОДА ВОЛИ, категория, обозначающая философско-этическую проблему - самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, т.е. вопрос об обусловленности человеческой воли, в решении которого выявились две основные позиции: детерминизм и индетерминизм.

Словарь народов и культуры

Свобода воли

(free will), филос. проблема, сводящаяся к вопросу о том, можно ли считать людей морально ответственными за их действия, если есть основания полагать эти действия зависящими от внеш. причин. Особое значение С.в. приобретает в контексте теологии: если Бог всезнающ и всемогущ, то отсюда неизбежно следует, что любой человеческий поступок предопределяет его воля. Та же проблема в светском контексте часто рассматривается как конфликт между моралью и наукой: в то время как моральная практика (напр., наказание) требует свободы действий, наука говорит о том, что любое наше действие направляется неумолимыми законами природы. С т.зр. детерминизма весь мир, включая человечество, есть всего лишь сложный механизм, любое действие к-рого - при наличии достаточной информации - может быть предсказано физикой. Природа С.в. трактуется с двух осн. позиций - либертаризма и компатибилизма. Либертаристы, напр. Кант, понимают под С.в. способность поступить по своему усмотрению, т.е. свободу выбора, что подразумевает освобождение от власти законов природы. Либертаристы, однако, не объясняют, как это возможно; Кант полагал, что С.в. достижима лишь при условии неподвластности человека законам природы. Компатибилисты, напр. Юм, напротив, отрицают необходимость столь важного условия. Они считают, что человек действует свободно до тех пор, пока ему не препятствуют внеш. силы, напр., воля др. человека. С т. зр. компатибилиста, для признания действий свободными вполне достаточно того, что человек осознает их как отвечающие его желаниям и характеру. Но компатибилисты затрудняются объяснить, почему факторы, детерминирующие желания или характер человека (напр., генетические св-ва или воспитание) и не контролируемые им, не могут рассматриваться как препятствие для С.в.

Полезные сервисы